Всякая рыболовная катушка любит уход, особенно, высоконагруженная. Катушка Ryobi Excia славится своей мощностью. Настоящий трактор для джига и твичинга на течении. Нужно не забывать про техническое обслуживание катушки Ryobi, чтобы она радовала много лет, работала верно и бесшумно. Для этого необходим небольшой набор инструментов, подходящие смазки: жидкая и консистентная густая смазка для передачи катушки. В случае хруста придется менять и подшипники. В общем, ТО как для автомобиля. Сотрудник Ф Магазин, прекратите воровать мои тексты и фото!
Уважаю инженеров-конструкторов Риоби. Они идут верным путем и ставят шестерни с дробным передаточным соотношением 4.9 к 1. Таким образом, зубья не притираются к ограниченному количеству пар, как это бывает при целом соотношении. Благодаря этому катушку можно разбирать без боязни сместить шестерни. Кто утверждает, что может быть хруст — просто недостаточно промыл пару, или смазка плохая. При дробном соотношении все зубья образуют пары и не требуют запоминания позиции. Поэтому не ставим метки на шестернях, а просто вынимаем их.
Катушка простая и понятная даже школьнику, не говоря уже про птушника или инженера. Главное, раскладывать винты в коробку и запоминать их предназначение. Внутри Ryobi Excia радует качественной сборкой и точностью подгонки. Бесконечный винт опирается на подшипники. Главная пара, естественно, стоит на подшипниках распространённого размера. На бесконечнике стоит пластиковая шестерня, которая обеспечивает бесшумную работу, мягкость и малый износ главной пары.
Для очистки я использую моющее средство в кипятке, который наливаю в ультразвуковую ванну. Чистка катушки Ryobi в УЗ позволяет удалить мельчайшую металлическую отработку пар. Фейри замечательно удаляет остатки смазки с деталей. Крупные фрагменты густой смазки я удаляю механически, ватными палочками. После УЗ ванны раскладываю детали на поддоне и сушу термофеном с температурой 100 градусов. Я не опасаюсь за пластик и металл, поскольку температура воздушного потока слишком мала для повреждения или перекоса.
При сборке ролика лесоукладки Ryobi Excia обратите внимание, что леска должна соскакивать по округлой части ролика на его середину. Под нагрузкой леска будет налезать на конусную часть ролика, который убережет ее от скручивания. Внутри стоит стандартный закрытый подшипник 4х7х2.5мм, советую закупить их впрок и менять по мере износа. Конструкция ролика мне не нравится, на Заубере гораздо лучше! В Эксии ролик не имеет упора и свободно смещается вдоль оси вращения. Под нагрузкой он вгрызается в правую опору, где лежит пластиковая прокладка. В Заубере на ролике есть упор-кольцо, осевая нагрузка приходится не на торец ролика, а на подшипник. Конечно, он не радиально-упорный, но спасает, все равно! Ролик не трется торцом. Но, Эксия тоже сойдет, жалоб на данный узел особо нет. Откручивать надо в обратную сторону, резьба на ролике нестандартная. Запомнить легко — при намотке лески ролик должен затягивать резьбу. При стандартной нарезке он бы норовил постоянно ослабнуть и выпасть в траву. Откручивать лучше монеткой или куском прочного пластика, чтобы не царапать узел.
Для смазки катушки Ryobi Excia я исползую недорогие пластичные смазки. Одна должна быть консистентной, вторая - жидкой. Густая идет на шестерни, а жидкая — на шток. Ролики в стопоре обратного хода и обойму просто протираем от грязи промасленной тканью. Смазывать их нельзя. Густая смазка должна активно сопротивляться выдавливание в точке контакта. Силикон не спасает от задиров, абсолютный нуль! А вот смазки, аналогичные солидолу, отлично прилипают на металл, являются гидрофобами, не образуют с водой суспензию и защищают от задиров. Смазка должна быть нейтральной, поскольку внутри катушки встречаются пластиковые, латунные, алюминиевые, магниевые шестерни. Во влажных условиях, с активной смазкой они могут рассыпаться в прах. Коррозия — страшное дело. На тряпку выливаем немного жидкой смазки и протираем шток. Грамотно смазанная катушка легко крутится рукой и не заедает. Излишком смазки быть не должно — они тормозят плавный ход за счет налипания. Я использую смазки Ryobi, Abu Garcia и Mikado, а также автомобильные пластичные смазки без добавок.
Не забываем про автомобильный фиксатор резьбы синего цвета. Он разъемный и не потребует нагрева при последующей разборке. Крайне важно нанести его на болт, который крепит каретку к штоку. Если крепежь разболтается в процессе ловли, катушку заклинит и испортит поверхности. Остальные операции скучные и стандартные. При желании чистим фрикцион и меняем в нем смазку. Еще можно утопить его гайку, чтобы при твичинге петли не цеплялись. Для этого меняем фрикционные прокладки на тонкие или убираем одну пару. У меня есть статья по данной доработке катушки как утопить гайку Ryobi Excia, избавиться от перехлеста петель. Советую также заранее купить подшипники ходовых размеров, чтобы оперативно менять их. Если заказать из Китая, то получится дешево и сердито. Приходит закрытая нержавейка среднего класса точности. Вот размеры подшипников для катушек и их замена.
Вообще, обслуживание катушки Ryobi Excia несложно и приятное дело. Внутри она сделана прилично, глаз радуется во время ТО. И на рыбалке она не подводит, тянет всегда и везде. Думаю купить еще Эксию размеров 2000, 3000 и 4000 на фидеры и тяжелый спиннинг.