Продолжаем выбор катушки для спиннинга. В этой заключительной части о ролике лесоукладки, фрикционном тормозе и прочих важных деталях катушки.
На мой взгляд, ролик лесоукладки – самая важная часть катушки. Агрегат принципиально будет работать с люфтящими шестеренками, потертой шпулей и дужкой, с кривой укладкой лески. Но с поврежденным заклинившим или пропиленным роликом катушка не позволит ловить. Эта деталь подвержена колоссальным нагрузкам, за сезон рыбной ловли по ней пробегают километры шнура с песком и водой. В откровенно недорогих катушках ролик низкого качества и без шарикоподшипника, такие катушки необходимо отметать сразу! Крупный ролик с прочным покрытием (золотистый нитрид титана, например), вращающийся на качественном подшипнике – залог многолетней работы без проблем. Я предпочитаю, когда подшипник закрытого типа, хотя его сложнее мыть в случае попадания грязи, что маловероятно. Качественный узел лесоукладки предполагает, что ролик не люфтит, легко вращается без закусываний. В простеньких катушках часто приходится заниматься подбором шайб, чтобы ролик не клинило. В хороших катушках конструкция этого узла всегда оригинальна и технически выверена. Сейчас прослеживается тенденция помешать ролик в «каплю», по который леска легко скользит прямо на ролик. Особенно хорошо, когда дужка плавно переходит в эту каплю. У некоторых катушек подшипник в ролике взаимозаменяем с теми, что стоят в ручке и шпуле. При сильном износе можно сделать безболезненную ротацию, шумящий подшипник в ручке или шпуле не так огорчает, как в ролике. грязный ролик можно почистить у Shimano Sedona, например.
Фрикционный тормоз – немаловажная часть катушки. Новички редко обращают на него внимание, предпочитая затянуть и забыть про него. Зря! Настроенный тормоз позволяет ловить на тонкие лески, подсекать и вываживать крупную рыбу, сдавать леску, когда добыча делает бросок от подсачека. Хороший фрикционный тормоз состоит из довольно крупных шайб. Их изготавливают из металла и фетра, редко металл заменяют более экзотическими материалами, например, «карбоном». Конечно, крупные шайбы утяжеляют шпулю, тут уж необходимо найти оптимальное соотношение веса и качества работы. Гайка должна быть без выступающих частей, за которые цепляется леска. Часто гайка имеет резиновую юбку-уплотнитель, препятствующий попаданию влаги и пыли внутрь. Хорошо, когда регулировка тормоза плавная, в несколько оборотов. Небольшое покачивание шпули в стороны при незатянутом тормозе — нормально. Но у Shimano есть катушки, которые фиксируют шпулю идеально даже на ослабленном фрикционе. Это позволяет ловить на тонкие лески и не опасаться за биение шпули.
В коробке с катушкой можно найти пакетик тонких шайб. Они необходимы для формирования намотки лески «обратный конус». Когда у внешнего края шпули располагается основание усеченного конуса. В этом случае сбегающие витки лески не смогут потянуть за собой нижележащие, а вы не получите великий и ужасный сброс петель. Также от этой напасти спасет оставленные 2-3 мм бортика шпули, т.е. леску не нужно мотать «впритык», чтобы ее витка могли упасть со шпули. Под шнур\леску принято мотать бэкинг. Для этого используется старая леска в таком количестве, чтобы потом сверху поместилась основная леска. Кстати, все нужно привязывать, бэкинг к шпуле, основную леску к бекингу. Совет, как мотать: вначале основную леску, причем бобина с леской должна вращаться на своей оси, а не сбрасывать петли. Тогда леска не перекрутится. Намотали всю основную леску – теперь черед бэкинга. Нужно, чтобы он не дошел 2-3 мм до края бортика. Теперь вы точно знаете, сколько его нужно. Раздельно сматываете на бобины всё это добро или используете запасные шпули\катушки для ускорения работы. В финале мотаете бэкинг, не забыв привязать его к шпуле (его длина уже точно подобрана). К его концу вяжете основную леску и мотаете ее. В итоге у вас получается идеальная намотка.
Ручка катушки – то, на что я редко обращаю внимание, но часто держу. Вам понравятся крупные фишки и удобство Т-рукоятки. Вообще, ручка — не принципиальная деталь. Красота точеных ручек и прочее – по сути, тонкость дизайна, не более. Ручка крепится винтом или резьбой, а усилие передается за счет 4-, шестигранника или резьбой. Бывает, что с другой стороны крепежный болт скрыт неподвижной пробкой, но чаще головка болта выполнена в виде вращающейся крупной заглушки.
Стопор обратного хода почти у всех катушек мгновенный. Это снижает ударные нагрузки на механизм и позволяет сделать подсечку не мешкая.
Запасная шпуля — приятный довесок, но сколько он стоит? На запаску можно намотать другую леску и брать «прозапас» или для разнообразия. Вы ловите на плетенку, и имеете возможность быстро поставить монофил, к примеру.
Для катушки необходим пластиковый кейс. Ее легко поломать во время транспортировки, прижать дужку или сломать ротор во время падения. Я кладу катушку в чехол, а затем в прочный контейнер для пищевых продуктов подходящего размера. Он легкий и очень прочный. Теперь я могу не переживать за ее сохранность.
Вес катушек сильно разнится: от 160 грамм (виденных мною) до 300 и более. Цельнометаллический корпус обычно утяжеляет катушку, но делает ее субъективно «надежнее». Хороший пластиковый корпус не уступит металлу, к тому же, пластик позволяет делать легкие катушки по доступной цене.
Уход за катушкой необходим, точка. Качественная вещь требует такого же качественного ухода. Разборка и смазка катушки – важная часть их использования. Применяйте хорошие смазки необходимой вязкости. Нельзя закладывать смазку в грязный механизм, во время разборки помечайте взаимное положение деталей. Поскольку часто смещение на 1 зуб даст повышенный износ деталей или даже заблокирует работу фигурных шестерен.
Если вы прислушались к этим советам, то выбранные катушки прослужат вам много лет.
Первая часть советов, как выбрать катушку для спиннинга.