Конструкция ролика в шимановских катушках грамотная, поэтому владельцы таких катушек редко сталкиваются со свистом подшипника в узле лесоукладки. Важная конструктивная особенность – использование относительно крупного закрытого подшипника A-RB диаметр 4x7x2,5. В Дайве стоит более мелкий подшипник, склонный к износу и свисту. Второе решение – сложная конструкция ролика: тонкостенный ролик вращается на пластиковом подшипнике скольжения, который, в свою очередь, вращается на шариковом подшипнике. Даже если последний заклинит, то пластиковый собрат продолжит вращение и спасет ролик от перепиливания. Пластиковая втулочка шире, чем ролик и образует грязезащитную юбку, которая утапливается в выемках узла лесоукладки. Испортить ролик очень сложно, но мокрый шнур делает свое грязное дело. Тогда наступает время чистки свистящего ролика.
Будем обслуживать ролик Shimano Ultegra 1000 2010 года. Для откручивания болта потребуется качественная отвертка, которая не слижет грани. Под шляпкой болта видим запрессованную в пластик втулочку. Посадочный штифт подшипника имеет 2 выступа, которые входят в пластиковую дужку ротора. Обратите на это внимание – при сборке выступы могут смять пазы, и тогда ролик не соберется.
Убирается черная пластиковая шайба-проставка. Под ней видна сборка шарикоподшипника и серой втулки скольжения. Подшипник снимается с натягом. Его внутренняя обойма упирается на проставку из алюминиевой трубки.
На фото сохранена последовательность сборки пакета. Все детали, кроме подшипника, тщательно промываются. Для этих целей я использую ультразвуковую ванночку. Подшипник просто вытирается от грязи. Если его дела совсем плохи, то придется вскрыть его и превратить в открытый. В таком случае он промывается и смазывается.
Для не ленивых рыболовов есть интересный вариант – берется кусочек силиконовой или резиновой эластичной трубки. В подшипник вставляется болтик и затягивается гайкой, чтобы закрыть отверстие во внутренней обойме. Подготовленным подшипником с усилием затыкается конец трубки, другой ее конец через переходник насаживается на шприц с «жидким» маслом. Дальше понятно – давим масло. Оно не может пройти через отверстие в подшипнике, потому что оно закрыто болтом. Поэтому масло проникает через зазор в защитной накладке, промывает внутри шарики, дорожки и сепаратор, и аналогичным образом выходит через зазоры с наружной стороны.
Кстати, родные Шимановские подшипники значительно выше классом точности, чем безродные. Я покупал недорогие подходящие размеры на ebay.com и в хоббийных магазинах (для автомоделей, вертолетов). Размеры те же, но вот шум и люфты портят впечатление. В любом случае, чистый смазанный подшипник лучше изношенного или заклинившего.