К черту обзоры катушек с коробками и пакетиками. Никому не интересен шрифт на упаковке и сколько букв в инструкции. Самое важное — внутри катушки. Поэтому обзор Shimano Ultegra 1000 будет в виде вскрытия оной и подробного осмотра, что внутри. Сразу скажу, что неонки там нет, однако катушка работает неплохо, совсем как моя Ryobi Excia (сейчас шиманоиды нервно смеются).
Сотрудник Ф-Магазин, прекратите воровать мои тексты и фото! Нарушение авторских прав - серьезное преступление!
Внешне катушечка выглядит приятно и изящно. На корпусе заметен карман для бесконечника. Красная трубка на лапках – это для защиты от старого катушкодержателя Банакс Ультра, его алюминиевое кольцо сдирает краску с катушки до самого металла, а потом еще и металл до заусенцев задирает. Самое главное в катушке – это ролик лесоукладывателя. В глаза бросается монолитная дужка из нержавейки. Она превосходна, лучше не придумаешь. Тонкая, изящная, легкая и эффективная. Леска никогда еще не промахивалась мимо ролика. Сам узел рассмотрим подробнее потом.
Шпуля без надсадного бортика и без покрытия. Это маловажные вещи, поскольку даже без нитрид-титанового покрытия шнур никогда не протрет шпулю. Регулировка тормоза плавная и растянутая за счет мелкого шага резьбы на оси. Переключатель режимов пластиковый и мелкий, находится внизу катушки рядом с обгонной муфтой. На рыбалке и на хранении антиреверс всегда включен, поэтому рычажок остается нетронутым.
Ручка точеная, очень тяжелая. С одной стороны имеет фигурную шайбу для плотного сцепления с шестерней, с другой – пластиковую заглушку от грязи. Фиксируется за счет крышки с болтом, который долго вкручивается в 4-гранник. Задняя часть катушки закрыта съемной крышкой, за которой имеется доступ с задней опоре бесконечника. Крышка крепится болтом, который вкручивается в стальную гайку, зажатую половинками корпуса! При разборке не теряем гайку.
Масса катушки 216 грамм в 1000 размере. Неплохой результат. Поэтому Shimano Ultegra покупалась для ультралайта, она и легкая, и выносливая, и работает с тонкими шнурами. Шпуля точеная из легкого сплава, весит 34 грамма. Внутри нее фрикционный пакет из стальных дисков и фетра. Если хочется улучшить катушку, то меняем фрикцион на тюнинговый набор из карбона. Ручку на более легкую. И не забудьте про замену втулок на подшипники для бесконечника.
Начинаем разборку. Снимаем шпулю – видим пластиковый ротор, гайку без фиксатора и подсказку, куда крутить. Поскольку передаточное отношение 5:1, то шестерни прирабатываются зуб к зубу, и нам нельзя смешать их. Поэтому ставим метки всюду, иглой и маркером. Это убережет от сдвига, который вызовет рокот при вращении и повышенный износ. Ротор из пластика, отверстие усилено алюминиевым кольцом. Задняя крышка скрывает заднюю опору бесконечника. Она из пластика, что очень печально. Видим также, что корпус – крышка наполовину из пластмассы. Из легкого сплава только вторая половинка корпуса с лапкой. Сбоку есть дьявольское отверстия для смазки, закрытое пластиковым болтом. Это зло наяву! Горе-рыбаки верят, что если заливать туда масло (ложкой толкать салидол, лить отработку, загонять пушечное сало со скипидаром и прочие радости), то катушка будет работать долго и счастливо. В загробном мире. Потому что через месяц умрет от износа главной пары, бесконечника и вилочки. Подлый винт!
Под ротором видим пластиковый корпус обгонной муфты с надписью Не смазывать. Оно верно, в обгонку лучше не лазить, если не хочешь углубиться в теорию деталей машин. Вторая половинка корпуса из сплава. Это приятно. Но странно, что основная нагруженная часть с бесконечником и направляющими для вала находится в пластиковом корпусе. А металлический жесткий корпус пустой.
Ведущая шестерня с пометкой 09ULT1, то бишь, сделана в 2009 году, хотя стоит на модели Shimano Ultegra 2010 года. Она опирается на 2 закрытых шарикоподшипника. Имеет 4 шипа-выступа, которые устраняют люфт ручки. Посадочные плоскости ручки имеют пазы под эти шипы, за счет чего они центрируются и зажимаются. Привод бесконечника происходит от ведущей шестерни через пластиковую паразитную. Это неплохо. Пластик не изнашивает ведущую шестерню и тихо работает. Бесконечник имеет длинную тонкую ось слева, которая заходит в микро-втулку из пластика. Найти туда подшипник из запасов не смог, остается только заказать специальный тюнинг - набор из Китая.
Итог. Внешне катушка очень красивая. Ход мягкий и тихий (до поры, до времени). Узел лесоукладки работает отлично. Но внутри тихий ужах (тихий до начала износа и рокота).
+ Дужка из нержавейки, плавно переходящая в крышку ролика.
+ Бесконечник.
+ Шток с серым покрытием и проточками. Хорошо скользит и не ржавеет.
+ Каретка двигается по 2м направляющим - полированные стержни на фото. В Эксии она скользит по рельсам на дюралевом корпусе.
+ Качественные подшипники.
+ Точность изготовления шестерен высокая, люфты и шероховатости не такие заметные, как в более простых моделях.
- Весь механизм, требующий жесткого корпуса, находится в пластиковой крышке. А металлический корпус пустует.
- Ролик лесоукладывателя очень тонкий, как коронка из фольги.
- Бесконечник вращается в пластиковых втулках, которые протираются, вызывают перекос и мгновенный износ механики.
- Ротор тонкостенный (с усилением алюминиевым кольцом) плохо переносит рывковые нагрузки от скачущей рыбы.
-+ Передаточное соотношение в виде целого числа 5.0:1, то есть, при разборке необходимо помечать взаимное положение шестерен. - Ведомая шестерня на одном подшипнике, ее свободный конец вращается внутри пластикового корпуса БЕЗ втулок. Даже в Кобре на хвостовик шестерни надевалась тонкостенная втулочка из прочного пластика. Здесь ее нет, ведомая шестерня при вращении непрерывно точит корпус.
И это не случайные недоработки, а вполне продуманные инженерные решения не в нашу пользу. Катушка красивая, работает замечательно, однако ресурс целенаправленно занижен. Говноэкономика в действии. Получается, что даже за 10к рублей нельзя купить ту Шиману, про которую нам вещают маркетологи.
PS в новой Ultegra ведомая шестерня опирается на 2 подшипника. Интересно, где теперь собака порылась? К этому замечательному времени (выходу следующей версии) старая Альтегра должна износиться за счет продуманных конструкторских решений.
PPS для людей с прямыми руками:
Размеры подшипников/втулок на Shimano Ultegra 1000 09
Ведущая ГП слева: 7х13х4 мм
Ведущая ГП справа: 7х11х3 мм (в стоке - пластиковая втулка)
Ведомая ГП (червяк) спереди: 7х13х4 мм, сзади ничего вообще
Бесконечный винт, опора сзади: 3х6х3,2 мм (в стоке - пластиковая втулка)